20:34 

Рэйнбоу Роувелл (Rainbow Rowell)

Nightmary17
I'll just shrug and look stupid. It's a talent.
Оказывается, летом 2016 года вышел перевод книжки "Фанатка", которую я с пинка Мэдди заценила несколько лет назад и зафанатела. Все ждала, когда же выйдет перевод, ленилась писать отзыв, и вот. (Если я вдруг несколько лет назад уже писала и забыла, скажите).
И тут внезапно оказывается, что большая часть российских отзывов к этой книжке (в отличие от англоязычного тумблра) - не особо милые, скорее отрицательные, что для меня странно.
Особенно много пишут, что язык слишком сухой. Вот это 0_о, потому что язык в книге был как раз-таки очень легкий, забавный, читалось все влет, и с кучей милого юмора и иронии. Так что прям очень советую, но, получается, скорее на английском. Видимо, судя по отзывам, у книги могут быть проблемы с переводами, потому что ну нет, у женщины-радуги Рэйнбоу Роувелл есть недостатки, но это точно не сухой язык. Тем более даже для обучения английскому как раз должно пойти неплохо: там все не очень сложно и разговорно.

А в остальном, блин, придется брать и защищать книжку, раз такое дело, потому что претензии к ней я прочитала странные. Внимание, кто-то где-то сдох: я достаю многолетний недописанный черновик и дописываю его, ураа. :)

Обложка от автора Нимоны:

http://gingerhaze.tumblr.com/post/48698898876/rainbowrowell-okay-its-not-a-book-its-an



Собсно, завязка сюжета в следующем.

Жили-были в Омахе сестры-близнецы, Кэт (Cath) и Рен (Wren). Вместе с папой. Все сознательное детство неимоверно упарывались книжками по Саймону Сноу - местному аналогу Гарри Поттера + Сумерек. Писали слэшные фики с участием гарридрак Саймона и его заклятого врага-вампира, База. Сидели на форумах, обзавелись собственными фанатами по всему миру. Только вот к 18 годам более общительная Рен стала цивилом, стала все больше увлекаться вечеринками и тусовками, и в довершение, поступая в колледж, почти пеерстала вообще общаться с сестрой, потому что ну надо же с кем-то еще общаться, а не быть сиамскими неразлучницами. Для застенчивой Кэт это стало нехилым таким предательским ударом.
Кэт выбирает специализацией английскую филологию ("она подумала, что таким образом ей можно будет читать и ни с кем особо не контактировать ближайшие четыре года и, если повезет, еще года четыре после этого").
Кэт расставляет в новой комнате коллекционные фигурки и вешает фанарт-постеры к собственным фикам. Кэт мутит от перспективы знакомиться с новыми людьми, она боится пойти в незнакомую столовую, ее удручает необходимость здороваться утром с соседками по общежитию, когда чистишь зубы; она искренне надеется стать невидимой на каждой новой лекции, она боится всего. Но приходится обживаться, иметь дело с соседями. Они старше, они работают, курят и они магглы. Это меняющая парней как перчатки Риган и один из ее бойфрендов - Леви, долговязый Человек-Дружелюбие, который не способен прочитать ни одной книги (ле гасп!). Отдушина - макси-фик "Carry on, Simon". Но с постоянным присутствием чужаков в комнате, конечно, хрен попишешь.
И еще в колледже есть факультатив писательского мастерства, который ведет настоящая писательница. Это первые страницы, а дальше выясняется, что милая профессор-писатель считает фанфики - ЛЕ ГАСП!!!! - плагиатом и вступает с Кэт в обидную конфронтацию. А писать про что-то свое оригинальное Кэт не может, муки творчества и все такое. Еще там есть привлекательный одноклассник, который предлагает писать в соавторстве, а соавторство - штука тонкая, там своя химия и свои подводные камни.
В общем, такие вот проблемы у героини. Ну и дальше еще про первую влюбленность. И про взаимопомощь в семье и среди друзей.

Ну и вот. Книжка эта - да, совершенно незамысловатая, ооооочень легкая, это добрый Young Adult, очень девочковая, про ощущения и отношения, так что мне странно, если ее ругают собственно за такую вот "недалекость". Но она совсем не глупая. И темы, которые она рассматривает, тоже. Да, там в качесте эпиграфов постоянно есть куски фанфиков, которые служат прозрачной метафорой и иллюстрацией текущего состояния героини. Ну да. Ну и что?.. Мне это не мешает. Ну да, эти фанфики - не НЦа на фандомную битву, они очень лайтовые. Ну так не все упарываются по НЦ и ФБ. Шутки нормальные - люди в нормальной жизни так шутят. (Папа героинь, например, когда все празднуют новый год и фоново включают киношки, ворчит, что теперь после общения с дочерьми он видит слэшные отношения у Магнито и Ксавьера. И вот это - "занудное повествование", я внимательно спрашиваю критиков??). Диалоги естественные. Самоирония - вагон ее. Персонажи кажутся идиотами ровно в той же степени, в которой может казаться идиотом близкий друг. Они гротескные, но живые. Но самое главное - вся фанатская упячка показана адекватно. Это не заигрывание с читателем на модные темы, это действительно про честное фандомное творчество, с соответствующим сленгом и темами (за одно только поднимание темы "являются ли фанфики полноценной формой творчества" спасибо). Не из позиции "я взрослый напишу про новое идиотское увлечение молодежи", а от фанатов для фанатов.

Ну и Кэт для меня лично просто праздник: потому что боже, как же это знакомо. Всем, кто когда-либо был застенчивым и мучился от всякой social anxiety, это будет знакомо.
Так что всем тем, кто ставил в претензию именно это: какого фига героиня такая на голову ударенная, нелюдимая и вся такая слишком зацикленная фанатка, хочется сказать гоу фек ёрселф, это не баг, это фича, и наконец-то кто-то про это правдиво, с самоиронией и симпатией написал.
Ну и пролюбоффь - лично для меня в этой книжке наиболее правдиво показана влюбленность вот такого застенчивого человека. Вот свои чувства я описала бы точно так же, например. И страхи. И паранойю. Точно такое же состояние постоянной нервозности, всепоглощающего ужаса, вот что такое ваша чертова влюбленность. Х-))) А тут вот, есть теперь книга, в которой все описано в точности. Ну и, на мой взгляд, как и на взгляд половины тумблра и гудридс несколько лет назад, герой там совершенное солнышко, и отношения прекрасные: не без идиотизма и ошибок, зато уважительные и взаимопомогательные.
Тут ведь какое дело... Я вообще-то очень люблю сентиментальные какие-нибудь легкие девочковые романы, и чтобы любоффь там занимала одно из главных мест. Но так получилось, что такие вещи пишут для и про каких-то других людей; я не понимаю, как и чем живут эти люди. С самого детства захочешь про любовь - берешь и читаешь девочковые книжки, но они написаны про каких-то совершенно не близких по духу людей, и потом долго "лечишься" родной фантастикой какой-нибудь, плюс играми, где герои другими важными делами занимаются тоже. А вот с РР по-другому: большинство ее героев во всех книжках как-то сразу понятны; они цитируют понятные вещи, они понятным образом проводят свои время, они стремятся к понятным и близким вещам, сразу ясно, чем они живут, и вообще с ними можно было бы подружиться в реальной жизни. За это тоже спасибо.



http://siminiblocker.tumblr.com/post/74909784801/cath-is-very-subtle-about-her-fandom-an-old


Так вот, при всей девочковости и легкости.
Очень мне нравится изящно выводимая из книги мысль, что, есть взять двух людей, и один из них будет закомплексованным и неуверенным в себе, а другой наборот весь такой социально активный и демонстративно взрослый, то еще неизвестно, кто из них сильнее и устойчивее духом и кто из них больше нуждается в помощи. Сюда же мораль о том, что ради условного хэппи-энда совсем не нужны киношные перевоплощения и ломание себя об колено, и быть собой в самом деле окей.
Второе - важность некоторых эмоций и мировоззрений, что ли. Иногда злость бывает оправданной, иногда прощать и быть добренькой не получается - и не надо, кто бы что ни говорил.
Третье - защита ценности своих интересов. В мелочах, но приятно: весь мир может считать как угодно, но если, скажем, фанфики тебе важны - то они важны.
Нормальные такие посылы для подростковой "недалекой" легонькой литературы пролюбоффь, по-моему.

Это теперь для меня одна из успокаивающих настольных книжек, от нее усегда очень уютно делается.



Короче, я с тех пор писательницу эту люблю, все прочитала, книжек жду. Да, это в основном про романтику. Это без претензий на интеллектуальность. Но это идеальные любовные романы для меня, мне понравилось все романы, кроме одного; мне нравится, как РР раз за разом видит идеальные романтические отношения как уважительные и основанные на общности мировоззрений и родстве душ, а не на чем-то другом. И одновременно с этим мне нравится, что показано, как люди даже вроде бы с общими интересами могут предавать и быть неидеальными, потому что они люди, и это еще не гарант чего-либо; а другие, напротив, неожиданно оказывать поддержку и принимать тебя со всеми закидонами (или вообще полюбить тебя за эти закидоны). И мне нравится, какие вопросы она поднимает, нравится, что на отношениях там мир не замкнулся. Девочковые книжки для гиков.
Забавно, что после "Фанатки" РР написала книжку по мотивам этих фанфиков главной героини. Привет, постмодернизм: книга по вымышленному фанфику, написанному по несуществующей книжной вселенной, описанной в другой книге.

Ладно, в общем, коротенько про другие книжки Рэйнбоу Роувелл, чтоб несколько раз не вставать:

Элеанор и Парк - самая известная книжка, которая стала мега-бестселлером. Про подростковую любовь. И единственная, которая мне не очень понравилась. То есть темы вроде хорошие: как подростки учатся отвоевывать свое право быть нетакими как все. Но при этом сама главная линия отношений завязалась как-то слишком внезапно и ни с чего, на мой взгляд. А главное: некоторые интересные линии до конца не доведены. Например, героиня из страшной неблагополучной бедной семьи, где часто применяется насилие, и как бы круто, что поднимается эта проблема; плохо, что я так толком не увидела, как эта проблема разрешилась и какой выход - мне, блин, дико интересно, как же они там дальше-то.

Attachments - это роман про взрослых, и про 90-е. Там есть скользссссская тема инет-сталкерства, потому что герой, одинокий айтишник-дндшник, влюбляется в девушку по чтению ее переписки с подругой. Но это скорее для ситкомовской ситуации, а так все же очень мило и романтишшно.

Landline - тоже про взрослых. Тут мне особенно нравится проблематика: героиня обожает свою творческую работу, она сценарист, и вот ей выпадает шанс сбыть мечту жизни и написать собственный сценарий собственного сериала, вместе с лучшим другом. Но для этого придется все каникулы забить на семью и детей. Мужа и детей она любит, но вечно чувствует себя очень плохой матерью и женой, потому что работа и карьера тоже любимые. В общем, ей достается магический телефон, который почему-то связывается с ее мужем в юности, когда они только начали встречаться, и у нее появляется шанс изменить прошлое и отговорить его. Потому что ну а вдруг ее семья - это ошибка, раз все мучаются, а она плохая такая. Вдруг ей надо было посвятить всю жизнь работе и быть с другом, потому что они друг другу подходят идеально; а с мужем как бы любоффь, но вдруг этого мало, и вдруг это была ошибка.
Исполнение не самое идеальное, есть вопросы и шероховатости, но обмусоливание этой проблемы мне ОЧЕНЬ нравится, очень акутально для кучи людей, по-моему: можно ли любить и работу, и семью, и станешь ли ты от этого плохим человеком, особенно когда ты при этом еще и женщина, и не лучше ли тогда быть одной наедине с карьерой, чтоб никого не мучить.


Carry on, Simon
- как раз слэш про волшебников той вселенной, от которой фанатела Кэт в "Фанатке". Мне прям понравилось, какой там волшебный мир и как он работает, и главный плот-твист с местным Вольдемортом. То есть очевидно, что это отсылка к Гарри Поттеру и к Сумеркам одновременно, но это и не скрывается, и в этом и плюс. Как доверительная беседа со всем миром на тему "так, погодите-ка, а что, если". Мир там получился, правда, мрачнее даже, чем в поттериане. Хорошие там вопросы, в основном все опять на психологизм и социальщину. Что, если ты не хочешь быть волшебником, но тебя не спросили. И ты раз за разом идешь спасать мир по локоть в крови и участвовать в разборках вместе со своим другом-героем, а хочешь, я не знаю, сбежать куда-то далеко, забыть про магию, листать модные журналы и ногти красить, как подружки-магглы. Ну вот не мечтаешь ты про магию, а хочешь жить спокойно, волшебник-наоборот. Что, если в магическом мире кто-то занимался крипи-евгеникой, и куда это может довести, и как это будет влиять на физику, если ты создашь ультимативный магический НЁХ - потому что магия могёт. Как вообще выживает маленькое волшебное сообщество, если в нем не много людей, и почему все стараются образовать пары еще в школе. Х-)
Основная лав-стори тут, собственно, со светлоликим героем-сиротой Саймоном и его вечным немезидой вампиром Базом (без подробностей, поцелуи максимум, пг-13 спокойно. И это, в принципе, обоснованно: они, блин, юные совсем, им бы себя осознать и научиться с собой жить, не до энцы). Баз - душка, язвительный саркастичный страдающий интеллектуал, обнять и плакать, и для меня тащит на себе все. :) И там, понятно, присутствует моя любимая ситуация Спайк-стайл, когда врагам приходится действовать заодно, и это awwwww.

Еще есть рождественский рассказик Midnights в сборнике My true love gave to me. Там про фанатов ЗВ в маленьком городке, которые решили для уважения традиции просидеть перед премьерой Седьмого Эпизода несколько дней в очереди. Зимой. Когда легко можно было купить билеты онлайн. Все три незнакомых между собой идиота. В общем, надеюсь, понятно, что люблю я такие бытовые милашные сценки и раскрытие таких вот милашных характеров. ^_^


В общем, резюме - если вы тоже не прочь таких вот ванильных гилти плэже, светлых, но в основном посвященных внутренним тараканам... Хотя ладно, мне даже не стыдно, совем не гилти! Просто плэжэ. Нравится мне такое пусявие, и все тут!.. Так вот, в таком случае могу советовать. Но лучше на англйиском, чтобы уж наверняка.





 

URL
Комментарии
2017-02-01 в 22:00 

Mary_A_Keerk
Эй! я же от тебя о ней и услышала уже, наверно, два или все три года назад.:nechto: Информация так и сидит в голове) Помню, что отмечала себе ее выход на русском, но руки так и не дошли. Но теперь, похоже, время все же пришло, может в оригинале попробую (я все еще продолжаю надеяться освоить другой язык)) Вот дочитаю Дирка Джентли и возьмусь наконец за Fangirl
"буду потом еще всех вокруг ее зарожать)"

2017-02-03 в 12:28 

Reit Aters
сама себе фандом
После этого поста скачала в оригинале, ибо сейчас как раз пытаюсь подтянуть разговорный английский и заодно улучшить словарный запас! Прочитала пока всего ничего, но и правда очень легко идёт, и в целом после твоей рецензии хочется вчитаться=)

2017-02-03 в 16:11 

Nightmary17
I'll just shrug and look stupid. It's a talent.
Kien Warai, дааааа, представляешь, сколько лет уже прошло? Х-)))
Попробуй, но не торопись заражать, вдруг еще фигней окажется, вкусы же разные!
Про Дирка Джентли много слышу в последнее время. Советуешь?

Reit Aters, ы %)
Надеюсь, что понравится и принесет пользу! если нет - я не виновата убежала прятаться Х-)))

URL
2017-02-03 в 16:33 

Reit Aters
сама себе фандом
Nightmary17, оно уже проносит!)) Я не думала, что смогу настолько беспроблемно читать на английском, это приятное открытие)

Вклинюсь в беседу и посоветую посмотреть последнюю экранизацию Дирка Джентли! Там совершенно потрясающий Элайджа Вуд, да и актёр, играющий Дирка, тоже очень-очень*_*

2017-02-03 в 22:32 

Mary_A_Keerk
Nightmary17, хорошо, торопиться не буду) но если понравиться можно считать, что некоторые люди будут обречены почитать тоже)) "я, похоже, в душе тот еще тиран".
Reit Aters, даааа! :dance2: тоже советую начать именно с последней экранизации. из-за нее, скорее всего, и много шума про Дирка) "в том числе и от меня могла слышать в декабре" в сущности, в ожидании продолжения и взялась за книгу. Идет хорошо. В плане подачи у меня даже небольшие ассоциации с Пратчеттом

2017-02-03 в 22:47 

Reit Aters
сама себе фандом
Kien Warai, аватарка прямо намекает:laugh:

2017-02-04 в 14:00 

Mary_A_Keerk
Reit Aters, это все желания Вселенной:laugh:

2017-02-16 в 16:46 

Nightmary17
I'll just shrug and look stupid. It's a talent.
Reit Aters, здорово, буду надеяться, что не разочарует или как минимум поможет в английском))

Kien Warai, ага, спасибо, как раз про эту экранизацию много хорошего слышу! Теперь точно попробую!

URL
   

Be mad. It helps. (c)

главная