13:51 

Nightmary17
I'll just shrug and look stupid. It's a talent.
У Фей Морт дар слова от бога.
И мысль насчет репрезентации горячо поддерживаю.
Я себя неплохо могу ассоциировать и с героями-мужчинами.
Но, подозреваю, за очень многое в своем мировоззрении надо благодарить Зену-королеву воинов и других подобных ей героинь.

Я не знаю, как относиться к новой актрисе в Докторе Кто, я ее раньше не видела. Буду надеяться, что она хороша.
Но само событие, само явление!
В целом иметь ключ ко вселенной самой, не ждать волшебников, а быть им - это очень верная мысль.

16.07.2017 в 23:04
Пишет Feuille Morte:

Туда, где не ступала нога женщины
Я начала писать этот пост еще перед премьерой «Чудо-женщины». Думаю, сейчас самое время его закончить.

Скажу сразу, я не любитель вступать в полемику на острые темы. Я расстраиваюсь, начинаю нервничать и забываю все разумные аргументы в пользу своей точки зрения, как студент на экзамене забывает содержание вызубренного вчера билета. В общем, с острой полемикой — это не ко мне. Я просто хочу рассказать историю.

Небольшую историю про девочку по имени Кэрин Джонсон, темнокожую жительницу бедного квартала.

Когда Кэрин была ребенком, она увидела по телевизору классический «Звездный путь»: самый первый, про пятилетнюю миссию капитана Кирка. Казалось бы, ничего особенного — ведь на этом сериале потом выросло не одно поколение ее соотечественников, включая Барака Обаму. Но маленькая Кэрин переполошилась и завопила на весь дом: «Эй, мама! Эй, все! Идите сюда скорее! Тут в сериале показывают темнокожую женщину, и она — понимаете — она не служанка!»

Если вы смотрели хотя бы пару серий, то знаете, что причиной таких бурных эмоций стала не кто иная, как лейтенант Ухура — старший офицер связи на борту звездолета Enterprise NCC-1701.

Именно в тот момент Кэрин Джонсон поняла, что может стать кем угодно. «I knew right then and there I could be anything I wanted to be», — скажет она много лет спустя, уже прославившись на всю страну. Она повторит это не единожды, во многих и многих интервью.

«А кто ей раньше мешал так думать?» — пожмут плечами некоторые. Как будто до появления Ухуры некий злобный сверхразум запрещал девочкам мечтать о космосе, или строить карьеру, или учиться в университете. Неужели без научно-фантастического сериала с нелепыми декорациями из папье-маше не состоялись бы все темнокожие женщины на свете? Неужели Ухура и игравшая ее Нишель Николс оказали настолько сильное влияние на умы подрастающего поколения, что благодаря ей получали «Оскары» и вступали в NASA?

Но надо помнить, что на момент выхода «Звездного пути» минуло всего одиннадцать лет с того дня, когда Роза Паркс отказалась уступить белому пассажиру свое место в автобусе. А с тех пор, как верховный суд признал расовую сегрегацию в транспорте нарушением конституции, и того меньше: десять лет.

Классический «Звездный путь» неидеален со многих точек зрения. Например, в нем практически нет женских персонажей, а те, которые есть, редко принимают заметное участие в сюжете. Из-за этого Нишель Николс даже хотела отказаться от роли Ухуры, пока ее не переубедил Мартин Лютер Кинг. Ухура была необычайно важна. Она позволила мечтать не только Кэрин Джонсон из бедного района Нью-Йорка (в будущем известной как Вупи Голдберг) и Мэй Джемисон из штата Алабама (в будущем первой афроамериканке, совершившей полет в космос), но и тысячам других людей.

Однако вернемся к Кэрин.

Кем же стала Кэрин Джонсон, вдохновленная примером лейтенанта Ухуры?

Подрабатывала ночным сторожем. Какое-то время укладывала кирпичи на стройке. Гримировала покойников в морге. Наконец в 1974 году устроилась в театр под псевдонимом Вупи Голдберг. В 1984 году Вупи уже блистала на Бродвее, в 1986-м получила «Золотой глобус» за лучшую женскую роль в драматическом фильме («Цветы лиловые полей» Стивена Спилберга).

Еще два года спустя она пришла к Джину Родденбери, создателю «Звездного пути», и сказала, что хочет сыграть в его новом проекте — продолжении того самого сериала, из-за которого она когда-то переполошила весь дом.

Круг замкнулся. Шел 1988 год.

Вупи Голдберг действительно сыграла в «Следующем поколении» роль второго плана, подарив свою неподражаемую харизму Гайнан — хозяйке бара на борту уже другого «Энтерпрайза», представительнице загадочный расы эль-аурианцев, фехтовальщице, законодательнице мод и мастеру по стрельбе из лазерной винтовки.

Вот она:



Конечно, с точки зрения феминизма «Следующее поколение» тоже неидеально. Да, в первом сезоне есть целых три женских персонажа, но они по-прежнему не попадают в центр внимания и не удостаиваются собственных серий, потому что… ну, кому интересно смотреть на женщин в научной фантастике, верно? Вот и создатель сериала придерживался схожего мнения (ведь научная фантастика — для мужчин). Дениз Кросби, игравшая начальницу службы безопасности Ташу Яр, оказалась на том же перепутье, что и Нишель Николс много лет назад. Дениз признавалась, что чувствовала себя глубоко несчастной в роли Таши и не хотела провести на мостике еще шесть сезонов, не говоря ничего кроме «Так точно, капитан». Не выдержав, она ушла, а ее героиню бестолково убили.

(Я понимаю, да, что скачу тут с пятого на десятое, мешая в кучу репрезентацию разных групп, но для меня это цельная история: история о том, как представительницы разных рас, профессий и возрастов смело шли туда, где раньше не ступала нога человека.)

Впереди у «Звездного пути» было еще много лет и много сериалов. В более поздних сезонах «Следующего поколения» невзрачные героини превратились в самостоятельных и рельефных персонажей. В «Вояджере» капитаном впервые стала женщина — Кэтрин Джейнвей в исполнении Кейт Малгрю. В центре еще не вышедшего «Дискавери» — тоже женщина, Соникуа Мартин-Грин. Кино меняется все сильнее, и сегодня ни светлокожая, ни темнокожая героиня на экране телевизора никого не удивит (хотя найдутся те, кто назовет ее появление подачкой феминисткам и остальным борцам за вредные ценности). По крайней мере, не удивит настолько, чтобы кричать на весь дом, как сделала когда-то маленькая Вупи.

А вот новость о Тринадцатом Докторе «в исполнении бабы» по-прежнему наводит шорох. Впервые за полвека Доктор во время регенерации поменяет пол! Неслыханное дело.

«Новый Доктор — женщина!!!» — первым делом телеграфировала я Кате, еще не до конца веря своим глазам. Для нас это Событие с большой буквы и повод пуститься в пляс. Для многих наших друзей и знакомых — тоже.

Для других же, хм...

«Кто угодно, лишь бы не баба», «Т — толерантность», «во всем виноваты крики разных феминисток и прочих долбанутых леваков», «Доктор скатится в трэшачок для феминисток»… Это то, что я сегодня прочитала, пробежав глазами комментарии в социальных сетях (цитирую дословно). Да елы-палы, хочется спросить мне, когда «феминизм», «толерантность» и «репрезентация» перестанут быть ругательными словами? Нет ничего плохого в том, чтобы быть феминисткой. Но определенно есть что-то плохое в недостатке эмпатии, в невозможности понять, почему representation matters и почему Тринадцатая Доктор — на самом деле знаковое событие для огромного количества девочек, девушек и женщин, которым теперь не обязательно ждать, пока за ними прилетит кудесник в синей будке: ведь ключ от этой будки уже у них в руках.

В общем, я, как всегда, мастерски смешала кучу значимых для меня тем в одном бестолковом посте. На самом деле я просто хочу воздать должное им всем: Нишель Николс и Ухуре, Вупи Голдберг и Гайнан, Кейт Малгрю и Джейнвейн, Галь Гадот и Диане, Люси Лоулесс и Зене, Кэрри Фишер и Лее, Дженнифер Хейл и Шепард, Клаудии Кристиан и Ивановой, Сигурни Уивер и Рипли — и теперь вот Джоди Уиттакер, новой регенерации Доктора. Хорошо, что этот список может включить еще много имен и что с каждым годом их становится больше.



URL записи

URL
Комментарии
2017-07-19 в 18:45 

tushkanchik
Я незаметно на дереве в листьях наполняю жизнь свою смыслом. ©
Мне пока довольно сложно конкретно эту актрису в роли Доктора представить. Я ее только по Бродчерчу знаю, а там амплуа другое. Но вот уже даже по трейлерам верю, от нее другое впечатление.
А саму идею Доктора-женщины очень приветствую и согласна с твоим следующим постом на тему. Это не случай с "Темной башней" и канону вроде не противоречит. Обожаю Эльбу и не сомневаюсь в его актерской игре, но в этом случае все же слишком сильное несоответствие оригиналу, на мой взгляд. Чому, чому не тот же МакКонахи... Неужели Эльбе другой клевой роли в Башне не нашлось бы?

2017-07-19 в 22:35 

Nightmary17
I'll just shrug and look stupid. It's a talent.
tushkanchik, тут в ленте кто-то принес театральные выступления, мне монологи очень понравились в ее исполнении, буду ждать с нетерпением. И Бродчерч надо посмотреть уже все-таки!..

Насчет "Темной башни" тут, видимо, просто очень обидное ощущение, что на представление в голове жестко плюнули, и от того ощущение обманутости. Тем более что в тексте было другое описание. Я к этому отношусь как к еще одной версии - в конце концов, есть же книга, и есть свое кино в голове, его никто и никогда не отменит, оно всегда будет. А тут вот такой еще один взгляд. Но мне проще, я не фанат Темной башни и пока еще не читала ее, не знаю, насколько там принципиален цвет кожи (в курсе только, что прототипом образа был Клинт Иствуд, кажется?). Но примерно так я думаю о черной Гермионе - ок, в чьем-то представлении она черная, вот такая версия представления книги, чья-то чужая, но почему бы и не посмотреть на этот взгляд; в конце концов, в Гермионе главное - это далеко не цвет кожи; ну а я с детства видела ее белой, и этого никто не отнимет.

В плане "почему решили так, а не иначе" я уже щас не задумываюсь, потому что ни к чему конструктивному такие мысли сейчас не приводят.

URL
2017-07-20 в 00:23 

tushkanchik
Я незаметно на дереве в листьях наполняю жизнь свою смыслом. ©
Nightmary17, надо будет поискать и тоже посмотреть.

Насчет "Темной башни" тут, видимо, просто очень обидное ощущение, что на представление в голове жестко плюнули, и от того ощущение обманутости.
Этот момент, ага. Ну или что-то около.

Вообще тема очень интересная и способствует долгим кухонным обсуждениям. Люблю всякие серые зоны и неоднозначности, и в частности меня завораживает тема столкновения свободы слова с толерантностью и защитой чьих-то чувств.

Значит, две мысли, которые пока сформулировались. Уже в принципе безотносительно Доктора и Роланда.
1. Самая прекрасная идея, доведенная до абсурда и неких экстремальностей, превращается в тыкву.
Тут хороший пример - cultural appropriation, по поводу которого в Северной Америке сейчас немножко с ума посходили и в каждой сахарнице его видят. Из-за этого моя подруга боится в Канаде открывать трайбл-школу, так как могут прийти и сказать "вы юзаете наше этническое наследие". И пойди еще докажи, что это стилизация, с любовью и уважением, а не попытки на ком-то злобно нажиться.
Сюда же идут обвинения в hate speech, из-за которых достается комикам и создателям критических обзоров, Бэд Комидиану в частности.
2. Мысль не моя, но я согласна. Цитата где-то такая: I don't like when something is shoved into my face, no matter how right it is.
Я считаю, что продвижение либеральных ценностей - это круто, так как я предпочитаю именно либеральные ценности. Но продвигать их стоит изящно, а не так, чтобы это напоминало брошюру или заполнение неких установленных квот на меньшинства.
Опять на примерах.
Берем среднестатистический диалог из какого-нибудь бибисишного сериала:
- Ты гей?
- Нет, я не гей.
- А, ну ладно. Но даже если ты гей, то это нормально. Мы все тут так читаем.
Это для меня - брошюра и нарушение правила show not tell.
Берем сериал "Молодой папа", который я кстати очень советую, если ты его еще не. У нас присутствует линейка со священнослужителем-геем, вплетенная в основной сюжет. Есть клевые вхарактерные диалоги, в которых эмоционально и аргументированно отвечают на любимый гомофобный довод "этак вы завтра педофилию узаконите". И вот этим всем я любуюсь, в это мне хочется верить, и так для меня выглядит грамотная презентация некой идеи через массовую культуру.
Но это мои личные вкусы, и вероятно другие, более прямолинейные способы тоже нужны - зритель бывает разный. Но именно прямолинейность увеличивает вероятность отторжения у тех, кто с идеей резко несогласен. Это как ведение спора - давление скорее всего вызовет ответное давление.
А над заполнением квот в "Силиконовой долине" хорошо постебались.

2017-07-20 в 00:44 

tushkanchik
Я незаметно на дереве в листьях наполняю жизнь свою смыслом. ©
Nightmary17, а еще в соседней теме идеально озвучены мысли, которые я не смогла сформулировать. =)

^ *Мы все тут так считаем

2017-07-20 в 12:52 

Nightmary17
I'll just shrug and look stupid. It's a talent.
tushkanchik, да, с навязыванием чего-то, пусть даже хорошего, согласна. Очень легко может перейти в неприятие. Это как с семейным ценностями, скрепами, да с чем угодно. В какой-то момент прям хочется уже послать все это хорошее в одно место, потому что к месту и не к месту на каждом шагу не стоит.

Насчет культурной аппроприации - для меня вообще очень пугающая какая-то тема. Это так можно очень далеко зайти, и мне кажется, в ту сторону далеко заходить никому не надо. Так можно дойти до того, что никому, кроме англичан, нельзя увлекаться Шекспиром. Или какому-нибудь Эминему нельзя рэп читать. ил вот да, нельзя танцевать трайбл или там нельзя ирландские танцы и музыку учить. Бр-р-р.
Но я так понимаю, что вот от этой темы мы очень далеко и она острее стоит именно в Америках и других колониальных странах, а у нас не так животрепещуще. Поэтому, может, я просто чего-то недопонимаю.

Как в той же теме написала, очень надеюсь, что во всех этих вопросах найдется какая-то золотая середина без перегибов, какой-то максимально нетравматичный для всех сторон баланс.

URL
2017-07-20 в 14:18 

tushkanchik
Я незаметно на дереве в листьях наполняю жизнь свою смыслом. ©
Nightmary17, ну вот да.

Про колониальные страны все верно, я примерно так это и слышала - очень многое зависит от истории страны. От того, как к этому самому наследию относились раньше. Если прежде оно искоренялось или высмеивалось, то конечно очень больно будет, когда теперь оно становится модным. И если это такая травматичная страница в истории, то очень легко увидеть плохое там, где можно было бы видеть хорошее. Вместо рекламы, увеличения интереса к первоисточнику, уважения, любопытства можно увидеть попытку извратить и навариться на чужом.
Мне как исполнителю и производителю всякого контента будет очень грустно, если у меня отнимут всякую возможность даже касаться этого. Как потребитель и зритель-то я сама себя защищу, если что. Или наоборот найду, что мне нужно. Это к слову о цензуре как явлении. Мне кажется, это немного путь к инфантилизации и попытка оградить всех от всего. Пока, вероятно, это необходимо, но со временем, надеюсь, такая необходимость исчезнет.
И да, найти баланс было бы здорово, а то пока все выглядит как развитие подростка со всеми вытекающими - максимализмом и шатаниями из крайности в крайность. Причем по обе стороны океана. Я когда говорю со знакомыми американцами, то понимаю, насколько наши нации похожи. Идеи могут быть противоположны, но сама манера их преподнесения и экстремальность - в этом много общего. В Канаде чуть умереннее, насколько я знаю, но и там не без идиотизмов.

Короче, пожмем друг другу руки и будем надеяться на распространение зрелости и здоровой гуманности в обществе. :friend:

2017-07-20 в 14:53 

Nightmary17
I'll just shrug and look stupid. It's a talent.
tushkanchik, да, согласна. И насчет шатания из стороны в сторону тоже. От лютой дискриминации и унижения до абсурдного перестраховывания везде и во всем. А нации реально похожи по стилю преподнесения, это тоже замечала, даже когда вещи совершенно разные преподносятся.

Погуглила для интереса, что думают, допустим, ирландцы на тему использования их культуры. Какой-то человек с иралндскими корнями начал париться, что пригласил на ирландскую вечеринку чернокожего друга и вообще советовал ему пойти позаниматься ирландскими танцами, вдруг понравится. Переживал, вдруг это он стал двигать культурную апроприация. Ирландцы, что характерно, ответили "вы ...нулись" и, в общем, что нашли по какому поводу загоняться. (Что совпадает с моими выводами после семи лет увлечения ирландской культурой). Так что да, получается, сильно зависит от отношения самих носителей культуры еще. И, наверное, от того, что именно и каким именно образом заимствуется - если что-то сакральное, вроде головного убора коренных американцев, то это совсем не то же самое, что и социальные (совершенно неритуальные) народные песни-пляски, которые изначально и были for fun.
(Ирландцев привожу просто как самое бликое к своим интересам, не чтобы навязать, понятно дело)))

URL
2017-07-20 в 16:18 

tushkanchik
Я незаметно на дереве в листьях наполняю жизнь свою смыслом. ©
Nightmary17, Так что да, получается, сильно зависит от отношения самих носителей культуры еще. И, наверное, от того, что именно и каким именно образом заимствуется - если что-то сакральное, вроде головного убора коренных американцев, то это совсем не то же самое, что и социальные (совершенно неритуальные) народные песни-пляски, которые изначально и были for fun.
Ну да, куча каких-то тонкостей существует. Причем даже сакральность - она относительна. Потому что иногда ради выживания танца бывает нужно вывести его из храмов и дворцов на улицы и сделать его ближе к народу чуток, а то новую кровь негде будет взять. История индийских храмовых танцев в этом плане интересна, они в двадцатом веке чуть не вымерли, но потом обрели новую жизнь, в том числе и через Болливуд. В итоге на данный момент существуют классические танцы, поддерживаемые в первоначальном виде. И есть эстрадные стилизации в Болливуде. Правда, последних все меньше, так как Болливуд очень подвержен модным течениям и сейчас он крайне обзападнился. Это не плохо и не хорошо, просто данность такая. Я могу где-то ошибаться, так как не спец. Просто доношу примерную общую картинку.
У Индии тоже свои особенности и то самое колониальное прошлое. У них страшная любовь к светлой коже еще с тех самых времен, поэтому часто в фильмах танцуют наемные белокожие девочки из России. Многие местные очень их костерят, потому что хватит уже ставить на постамент белого господина и отнимать рабочие места. И в этом они правы, только девочки-то ни в чем не виноваты, их позвали, они и работают. А вот с модой на белокожесть неплохо бы что-то сделать.
Джамна встречалась и с восхищением индийцев, и с "нечего русским сари носить, они в нем смешно выглядят". Так что там единого мнения просто нет, похоже. К приезжим, которые хотят учиться какому-нибудь катхаку и местной культуре, бывает и пренебрежение пополам с расизмом, и восхищение и уважение за то, что они так стараются проникнуться обычаями.
Но вообще, насколько я знаю, когда это искренняя попытка понять традиции и изучить их глубоко - это уже не попадает под определение аппроприации. А вот с более поверхностными вещами, типа танцевальных или художественных стилизаций, модой на бинди или мехенди уже сложнее. Многим плевать, как это мехенди зародилось и чо оно там где значит. Бинди тоже превращается просто в часть косметики. Вроде бы это не оч... С другой стороны, сколько индийцев-мужчин получило работу, рисуя на руках туристов? Ритуальное свадебное мехенди только женщины рисуют, мужчинам неприлично.

Трайбл, кстати, тоже обеспечил многих работой и притоком денег, так как создал спрос на раджастанские и кучи украшения и ткани. Украшения уже кончаться стали. :gigi: Всем же надо ТруЪ, а их, ну, ограниченное количество в мире. Не знаю, что там дальше будет... Дорожать начнут? Или производить как-то будут. Имитации дешевые и сейчас есть, конечно, но что будут делать с желающими, которые хотят натуральное тяжеленное серебро? =)

(Ирландцев привожу просто как самое бликое к своим интересам, не чтобы навязать, понятно дело)))
Та боже, я бы и не подумала. =) Наоборот мне очень это интересно, а знаю я мало. Так что спасибо за ликбез, и меня очень радует их здравый пофигизм. )

2017-07-20 в 16:40 

tushkanchik
Я незаметно на дереве в листьях наполняю жизнь свою смыслом. ©
Кстати, говоря об Индии и Ирландии... Глянь, чо у меня есть. :gigi:



Плюс два видео

     

Be mad. It helps. (c)

главная