I'll just shrug and look stupid. It's a talent.
В последнее время я часто натыкаюсь на оскорбления в духе "ты что, аутист?", "мои коллеги - аутисты" и прочее, и прочее. (Особенно часто мне это попадается в контексте обсуждения Андромеды - да даже в англофандоме на ГГ надевали кепочку с надписью "Be patient I'm an autist"). И я прям как-то не заметила, откуда оно пошло. В мое время про аутизм вообще никто ничего не знал, все обзывались дебилами (что, конечно, тоже ужасно) и идиотами (а тут, мне кажется, Федор Михайлович приложил руку к тому, чтоб закрепить омонизацию, так что кроме диагноза это действительно теперь литературный вариант сомнения в умственных способностях).
очень злой необязательный абзац

Так вот что я имею сказать. Эти люди, естественно, вживую не видели аутистов, я думаю. Ни разу с ними не общались. А люди с аутизмом бывают разные, и все очень индивидуально, и степени есть разные, но внешне они ничем не отличаются, как правило. Так что оскорбления "ты выглядишь как аутист" - это подпись в отсутствии мозгов у себя, а не у собеседника.
У моего племянника аутизм. Ему в марте исполнилось семь лет, он не говорит, вообще. Люди с аутизмом - с поправкой на индивидуальность, на широкий спектр этого типа расстройств, на разную степень фунциональности - это именно что люди с очень иным способом мышления, восприятия мира. Это такое, что компьютерным пришельцам и не снилось. С моим племянником семь дней в неделю занимается вся королевская конница, вся королевская рать, и там своя система, чтоб с ним общаться, построенная не на словах, а на образах и символах.
Но он выглядит как любой другой мальчик семи лет.
Можно посмотреть, например, как Темпл Грандин, одна из самых известных женщин с аутизмом,описывает свой опыт восприятия изнутри - по-моему, это очень, очень ценно. Она рассказывает, как в детстве ей было тяжело произносить звуки, и как, главное, вообще тяжело было догадаться, что для других людей язык - это средство общения и взаимодействия. Что другие люди думают словами, а не образами. Это настолько... блин, другой мир, это показывает, насколько все у всех по-разному, и какое вообще бывает разнообразное мышление даже в рамках одного вида на одной-единственной планете, что я не знаю.
Так что оскорбление "ты что, аутист?" - это такой нонсенс, это по факту значит "ты что, как-то иначе все воспринимаешь и анализируешь?"

Людей с синдромом дауна (это отдельная тема и совсем другое отклонение, конечно) я вживую не видела, но видела немало с ними интервью и влогов. А даунами обзывались и в мои школьные годы тоже. Так вот люди с синдромом дауна, наоборот, внешне сильно отличаются, но при этом у многих из них абсолютно нет проблем с построением логики, донесения мысли. В общем, там есть сложности с физическим обличением мыслей в слова, проблемы с произношением, но видно, что мыслят они точно так же, как и другие люди (или лучше, чем некоторые мои абсолютно "нормальные" знакомые). А многие еще и шутят довольно остроумно. А произношение звуков по сравнению с возможностью ладно мыслить - это настолько вторично, по-моему... Увы, людей, которые очень ловко складывают свои мысли в слова, но лучше бы они никогда этого не делали, намно-о-ого больше полправительства как минимум.

(За собой тоже стараюсь следить, чтоб не обзываться "идиотом" или "дебилом", а просто констатировать факты: вот если какой-то человек, например, тупой безмозглый мерзавец, я так и буду ему говорить).

Тьфу, слишком злой пост получился. Слишком накипело и задевает в последнее время прям на каждом шагу, так мне везет, что чуть ли не несколько раз в день в интернете натыкаюсь в разных местах.
На самом деле я хотела сказать, что всегда надо оставаться людьми и помнить о человечности, потому что, как всегда, разруха прежде всего в головах.
Лично я в детстве очень боялась, что, допустим, вырасту, и у меня родится ребенок с каким-то отклонением. Почему? Да потому что оно кажется чуждым, незнакомым и попросту нечеловеческим. Есть страх, что это будто другой биологический вид - как с ним общаться, как жить?
Когда родился племянник, страх ушел. Потому что я вижу, что, несмотря на всю эту инаковость, и несмотря на шутки про то, что все дети-аутята немножко инопланетяне, этот ребенок все равно человек. У него такие же эмоции, такие же чувства. Он испытывает те же радость и нежность, раздражение или страх, скуку или восторг, он смеется, боится щекотки, лезет с обнимашками к взрослым и к младшему брату, он любит чай, оугрцы и печеньки, он любит спорт и тарзанки, но не любит рисовать, он зависает над определенной музыкой или мультиками - в общем, его можно понимать. Даже с альтернативным способом мышления это не звери, это люди, такие же, с эмоциями, желаниями, индивидуальностью и своим внутренним миром.
А уж что касается синдрома дауна, то некоторые люди с этим синдромом даже журналистами становятся.
С аутизмом, если есть речь, то тоже очень часто люди могут быть хорошими профессионалами в какой-то сфере. И если аутист высокофункциональный, то разницы между ним и обычным среднестатистическим человеком вообще не заметить, это все равно что обзываться "ты что, правша"? (Хотя у нас, конечно, стимгамтизировали и левшей, и рыжих, и очкариков - это в любых обществах умеют, мда).

В смысле аутизма реально очень мало информации, зато много дезинформации, и поэтому так много страха и вот этого отторжения-обособления, которое превращается в оскорбления. Очень, очень хочется, чтобы было больше специалистов по этим делам, более благоприятная среда, программы по социализации. Чтобы проще было находить общий язык и средства коммуникации. Это все утопия с нашей-то страной, но как минимум более добрые и принимающие люди, отсуствие стигматизации - это в наших силах, для этого ничего от государства не надо.
А родителям и близким - сил и терпения.
Да, в общем, такая вот я непоследовательная: после злого поста хочется всем пожелать больше доброты и нормального, человечного обращения друг с другом. И желания находить общий язык.
Ну и с опозданием почти в неделю, но - в честь прошедшего дня распространения информации об аутизме, потому что это нужно, чтоб ушли вот это общественное отторжение и страх.
www.kommersant.ru/doc/3256583

Комментарии
06.04.2017 в 12:15

Нет, я не безумец, мне и так хорошо(с) Репутация – это то, что о тебе знают другие. А честь – это то, что знаешь о себе ты сам.(с)
Nightmary17, недавно случайно коснулась этой темы, а так же темы нейроразнообразия, там очень сложная и интересная история. и да апрель - месяц _приятия_ аутизма.
собственно масса информации по вопросу:
neurodiversityinrussia.com/

что же до "моды", то... не знаю, может раньше этот диагноз ставили в разы реже, чем стоило бы. но сейчас он стал куда распространенней. Знаю лично троих детей с диагнозами в этом спектре, в возрасте от 8ми до 18ти, очень все по-разному да.
06.04.2017 в 12:19

I'll just shrug and look stupid. It's a talent.
феникс периода полураспада, спасибо! Надо почитать, очень интересно.

Да, непонятно, то ли чаще стало встречаться, то ли чаще стали диагностисровать и вообще допускать возможность такого - раньше же вообще не признавали существование, сразу шизофрения или вариации УО, и все.
06.04.2017 в 12:30

Нет, я не безумец, мне и так хорошо(с) Репутация – это то, что о тебе знают другие. А честь – это то, что знаешь о себе ты сам.(с)
Nightmary17, да, видимо часто ставили шизофрению, взрослые аутисты у нас упоминают именно этот диагноз.
06.04.2017 в 14:00

гнум
Тьфу, слишком злой пост получился.
Нормально злой пост получился.
Как человек сам со спектра, уже несколько лет злюсь на эту моду. Ладно я в сравнении здоров (ладно, кого я обманываю, не здоров) и могу почти любую хуйню от общества проглотить по поводу, но столько людей в гораздо более сложных состояниях, но при этом достаточно всё воспринимающих, которые могут открыть интернет и увидеть это, и им с этим жить. Здорово, чувак, добро пожаловать в мир, быть тобой — оскорбительно, мы так называем тех, кого считаем тупыми и жалкими, берём вот обозначение тебя и херачим им других по голове как дубинкой. "Люди как вещи, с этого всё и начинается". Сучьи дети.
06.04.2017 в 14:22

Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
слишком злой пост получился
...да? О_о я бы написал гораздо злее. в моём окружении, к счастью, аутистами не обзываются, но когда я слышу "да он вообще даун" - у меня тоже включается белый шум. я общался с театром Простодушных - да, это люди творческие, мыслящие, увлечённые, с интересными идеями, в них только цинизм отсутствует по определению, и всё. а к особенностям речи можно приспособиться. грустно, что в глазах среднестатистического обывателя пообщаться с говорящим роботом - предпочтительней, чем произвести минимальное усилие и пообщаться с другим человеком с речевыми затруднениями.
Недавно мимо меня пролетала статья о том, что "у него/неё аутизм" - тоже лексическая обманка. говорящий так пытается успокоить себя, что имеет дело с "нормальным человеком", а от его особенности отгораживается как от досадного "довеска". на западе аутисты выступают с высказываниями в духе "у меня нет аутизма: моего брата не зовут аутизм, мою собаку не зовут аутизм, в моём доме нет вещи под названием аутизм. я - аутист". потому что "у моего друга аутизм" звучит для них так же нелепо и оскорбительно, как "у моего друга чёрная кожа" или "у моего друга гомосексуальные наклонности" вместо "мой друг - негр" и "мой друг - гей".
И до окончательной декриминализации шизофрении ещё ой как далеко. хотя женщина, сумевшая компенсировать эту особенность и жить в социуме, написала книгу о восприятии шизофрении изнутри уже несколько лет назад. к сожалению, названия я не помню, но оно отражает сабж и должно легко гуглиться...
06.04.2017 в 14:28

I'll just shrug and look stupid. It's a talent.
феникс периода полураспада, да, считалось, что есть только "детский аутизм", взрослого по автомату почему-то нет, как будто он сам собой куда-то денется.

ghworin, быть тобой — оскорбительно, мы так называем тех, кого считаем тупыми и жалкими, берём вот обозначение тебя и херачим им других по голове как дубинкой. "Люди как вещи, с этого всё и начинается". Сучьи дети.

EXACTLY. То самое. :(
06.04.2017 в 14:28

Нет, я не безумец, мне и так хорошо(с) Репутация – это то, что о тебе знают другие. А честь – это то, что знаешь о себе ты сам.(с)
Mark Cain, про лексику да. именно "я - аутист".
06.04.2017 в 14:31

I'll just shrug and look stupid. It's a talent.
Mark Cain, спасибо, вот, из собственного глаза тоже это бревно еще доставать и доставать. Буду знать, как говорить.
Моя сестра вообще тоже говорит именно "мой сын не может вам ответить, он - аутист", а не "у него аутизм".
06.04.2017 в 20:21

Вино сохраняет. Бог терпит.
интересно, а фразы типа "ты что, глухой/слепой" вы тоже не используете из опаски придать этим, гм, недостаткам отрицательное значение?
06.04.2017 в 20:46

I'll just shrug and look stupid. It's a talent.
нои-альбинои, вообще, "ты что оглох/ослеп?" при мне обычно редко говорят именно как оскорбление, больше как предостережение или как возмущение - "смотри куда прешь" или "ты не слышишь, что ли?". Там нет коннотации, что все глухие или слепые именно плохие люди.
А вот "ты что, аутист?" или "эти аутисты" там, где я это встречала в последнее время, явно читается именно как оскорбление, в плане "ты что, недочеловек?" или "эти люди, которые вообще не люди / не способны думать" или даже просто "уроды", именно в плане внешности.
И вот это меня коробит.
Посмотреть на вот ту же Темпл Гренадин - она что, как-то демонстрирует, что не умеет думать или что она не человек? Или внешне прям отличается? Я бы не отличила. И никого из знакомых детей-аутистов чисто по внешности от обычных бы не отличила. А некоторых - и по поведению тоже, дети как дети.

Во всяком случае, почему вдруг аутисты-то? Еще понятно, почему "идиоты" или "дебилы" - это большое распространение в литературе и в массовой культуре было хотя бы. Но почему вдруг все так накинулись именно в последние годы на абсолютно неизвестных ранее аутистов, вот так вот прицельно, которых мало кто из обзывающихся вживую видел и мало кто общался, для меня вот это загадка.
06.04.2017 в 21:04

Вино сохраняет. Бог терпит.
Nightmary17, хм.
07.04.2017 в 15:51

I'll just shrug and look stupid. It's a talent.
нои-альбинои, я понимаю, что у меня, конечно, недаекватно эмоциональная реакция, потому что это все затрагивает лично мою семью. И мозг пытается доказать, что наверняка люди не со зла так делают, а просто не задумываются и не придают слишком много смысла, без задней мысли это делают, и как бы они, конечно, не исчадия ада при этом, даже если в моих глазах это на эмоциях будет казаться как-то так.

Но вот это вот разбрасывание словами без задней мысли приводит к тому, что прям вот на наших глазах довольно новое слово с нейтральной окраской нормализуется и входит в обиход именно как ругательное, и еще проблем добавляет тем, у кого и так проблем с социализацией более чем дофига, потому что негативный стереотип в общественном сознании создает.
07.04.2017 в 17:37

Вино сохраняет. Бог терпит.
Nightmary17, я удивляюсь, как вы при всем при этом на меня подписаны, когда я активно употребляю все эти термины в том числе и как ругательства, так что видимо подхожу под определение бесчувственного мудака. Возможно, лучше отписаться, потому что тригерить вас я не хочу, но и своим привычкам изменять буду вряд ли.

я понимаю, что у меня, конечно, недаекватно эмоциональная реакция, потому что это все затрагивает лично мою семью
у моей младшей сестры задержка в развитии, но меня это как-то никогда не останавливало. Ну хз.
07.04.2017 в 18:22

I'll just shrug and look stupid. It's a talent.
нои-альбинои, именно от вас не замечала, чтоб вы прям "аутистами" разбрасывались. Может быть, невнимательно читала. Но в последнее время точно не видела такого, что бы как-то зацепило.
То есть у меня нет каких-то проблем, когда просто используют крепкие или матерные слова или ругательства на эмоциях или еще что-то такое, это я спокойно читаю.
Ну и потом, дневник - это личное место, тут каждый пишет что хочет. Не общая территория. Я-то вижу обычно именно на каких-нибудь публичных площадках.

Мне просто непонятно, зачем так делать. Учитывая, что есть другие синонимы и альтернативы, есть более крепкие очевидные слова, или, скажем, другие даже диагнозы, более очевидно подходящие по контексту (то есть у слова "идиот" вот давно есть контекст, что человек явно плохие решения принимает, слова "умственно отсталый" констатируют факт, что человек отстает в развитии), так почему вдруг в последнее время начали использовать к месту и не к месту именно это слово, не разбираясь конретно, что оно значит? Просто пару лет назад оно редко встречалось, а сейчас часто. И я уже натыкалась в рисовальческих и фэндомных школоло-сообществах, например, на вполне реальные и закономерные обиды от людей с аутизмом на сообщения типа "какой аутист мог так нарисовать". И в данном случае, мне кажется, это все-таки не аутисты должны быть терпимее (это уж каждый сам из них решит), а другим людям стоит задумываться перед произнесением хоть чуть-чуть, хоть на секунду - иначе что это тогда, если не бесчувственность?

Естественно, я не могу никому запретить что-то употреблять в речи. И не могу для себя весь мир отфильтровать, чтоб ничего не слышать и не читать.
Но хотя бы могу написать пост про то, что мне не нравится и почему.

Просто тот же "даун" - всю жизнь его слышала, и поэтому у меня с детства было автоматическое представление, что это человек, который прям стопроцентно не может нормально мыслить. Без вариантов. Не было повода сомневаться. То есть фактически безнадежный случай, фактически даже и не человек. И я реально их боялась. Только из-за того, что все вокруг как само собой разумеющееся так мимоходом не подумав говорили, включая родителей и других авторитетных для меня людей. Я только после 25 лет узнала, что это необязательно так, что со многими из них можно вполне нормально общаться, что это не приговор - просто потому что просто так случайно такую информацию не найдешь и искать прицельно не будешь, а стереотип - он вот он, случайно отовсюду впитан. Но люди с синдромом дауна хоть выглядят и говорят необычно, понятно, почему клеймо.

А если все так про аутистов теперь думать начнут, то это будет еще хреновее, потому что аутический спектр шире и разнообразнее, и этот стерпеотип просто ну вот еще дальше от истины будет, а людям с этим жить и преодолевать (как будто им и так больше вот преодолевать нечего).
07.04.2017 в 18:39

I'll just shrug and look stupid. It's a talent.
нои-альбинои, а, поняла, я по шингекам просто море не открывала, потому что не в теме вообще; а в других постах не встречала особо, вот как-то везло всегда. Х-)
Энивей, личный дневник есть личный дневник, тут уж как бы, естественно, реально никто не заставляет приходить, читать и ударяться об это.

(Честно говоря, у вас тот случай, когда с мыслями в большинстве случаев хочется согласиться и написать ППКС, даже если слова какие-то коробят (хотя вот до того, как вы сказали, я вот и не замечала и не натыкалась Х-)))); и вообще читать нравится, поэтому и подписалась, а до этого год, что ли, просто читала - ну ок, теперь у меня просто будет мелкострадань "ну вот какого хрена этим иногда злоупотребляют даже умные люди, которые пишут по делу и приятно".
Когда в моей выборке было исключительно "вот же ж гад, написал чушь, так еще и аутистов обижает -кккомбо!" было намного проще, мда).
07.04.2017 в 20:08

Вино сохраняет. Бог терпит.
Nightmary17, разбрасывалась и разбрасываюсь до сих пор, ага.
Но мне кажется, я в принципе не использую слово "аутист" в таком негативном смысле, как "дебил", "идиот", "даун". Относительно персонажей шингек я его юзала как маркер того, что персонаж типа "не от мира сего", человек дождя и все такое. Если мне хочется именно обозвать кого-то аутистом, то это идет в смысле "почему ты меня не понимаешь, почему до тебя это не доходит, ты что, как-то по-другому мыслишь сука тварь иди в пизду?!"
ну типа

С точки зрения ээээ соблюдения социального этикета это меня не извиняет, но и ок. Я внатуре не задумывалась, что могу кому-то этим усложнить жизнь. И не уверена, что хочу об этом задумываться и делать на это поправку. Одно дело, когда в негативном ключе употребляют гендерные или национальные признаки, типа "баба", "китаеза", вот это вот все. Это я в определенный момент из своей речи изжила (или изживаю до сих пор), потому что поняла, что это неправильно, потому что пол и национальность не могут быть отрицательными чертами. Может, и привычка бросаться аутизмом отвалится, хз.

Просто тот же "даун" - всю жизнь его слышала, и поэтому у меня с детства было автоматическое представление, что это человек, который прям стопроцентно не может нормально мыслить. Без вариантов. Не было повода сомневаться.
По-моему это обычная неграмотность. Кто-то не делает различий между социопатией и социофобией, депрессией называют обычную хандру, браузер называют интернетом, а системный блок - процессором. Не вдаются в детали. Потому что, ну, кому это по факту нужно, если не касается их интересов или жизни напрямую. Многие медицинские термины употребляют некорректно, в каком-то бытовом варианте.
Я вот тоже думала, что депрессия это хихихаха, пока мне не поставили диагноз и я не почувствовала на себе лично, насколько это говножопа. Теперь про депрессию мне шутить не хочется, но иногда все равно как-то само собой получается. Привычка.

А насчет того, откуда пошла мода - сказать за это спасибо можно имиджбордам.
07.04.2017 в 20:13

Вино сохраняет. Бог терпит.
Когда в моей выборке было исключительно "вот же ж гад, написал чушь, так еще и аутистов обижает -кккомбо!" было намного проще, мда
XD
понимаю!
я слушала на днях во время готовки какой-то из рассказов лавкрафта, который не читала до сих пор, так вот там главный герой своего кота звал нигером. ну кличка у него такая. и от каждой фразы типа "нигер спокойно дремал у моих ног" меня всю передергивало.
в общем, спасибо, дядя, за мою счастливую юность, но теперь я пожалуй лучше буду в "Ужас Аркхэма" играть, такой славный и отцензуренный %)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail