I'll just shrug and look stupid. It's a talent.
В лентах подняли интересную тему насчет школьного образования.
И оно как-то сильно отозвалось.
Собственно, ключевая цитата в стартовой статье такая: "Главное, чем мне не нравится школа - в школе всё, от раздевалки до кабинета директора, пронизано насилием. Под насилием я понимаю в данном случае принуждение с использованием власти, силы, страха. Это насилие по отношению всех ко всем". (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1996630517063389&id=100001493805975&__xts__%5B0%5D=68.ARCoKG5DeE5FOIODSC7o7AoSTSs0X_5oGPXrK5elD6pmJu2h9c4UlDXwiMkUSVOMgGh8KQgkOPPkRqqtv0iIyOPU0VoXyJ49pP_uHpZvhcmZ2iMAOpU38QLB7xw6a-3aHAg94Zg5Kz7r8bNoL4WLUxudqNzesisvweoaVVy1eYrJZIsdIIWTJw&__tn__=-R, хотя вообще автора вижу впервые как раз по этой статье).
читать дальше - плотно сплетенное про учебу, работу, про свободу и насилие, страхи и все такое
И я думаю, что, по крайней мере в моем случае, она очень правдива. Я могу судить только как ученик, только как вот это звено этой цепи. И у меня была далеко далеко не самая плохая школа. Мы иногда дрались, плевались и обзывались, но хотя бы не было увечий или сексуального насилия (в моем опыте и опыте ближайшего окружения, а так-то кто ж знает, конечно, плюс про такое не рассказывают, конечно, так что фиг его знает).
Но все равно, мне кажется, кучу шаблонов расхлебываю до сих пор не из-за детских травм или отношений с родителями, а именно оттуда. До сих пор!
В принципе, в насилии и самодурстве школы был ровно один плюс: это воспитание духа бунтарства. Я по жизни с детства была достаточно соревновательным ребенком, всегда хотела быть во всем первой, правильной и белоплащевой (потом это задавилось, но неважно). А в условиях нашей школы зато почувствовала вкус к бунту, саботажу и какой-то хотя бы минимальной подростковой панковости. Не было бы против чего бунтовать - фиг его знает, как оно могло бы повернуться.
А может, могло бы повернуться вполне себе отлично.
Потому что минусы и установки, которые я расхлебываю до сих пор, наверное, могут перевесить.
- Насильное жесткое навязывание вещей, которые не нравятся, из-за чего есть строгое разбиение на "то, что дОлжно" и "всякая фигня" (то есть любимые дела, которые делаешь со стыдом и виной). Потому что десять лет под кожу вбивается делу (то есть чему-то отвратительному, тому, что не хочется) время, потехе (то есть чему-то любимому, во что хочется кладывать все силы и время) - час. Абсурдно, если подумать. Но по капельке под кожу въедается вина за любое любимое дело. Не задолбался (домашкой, например) - плохо постарался, лентяй!
- Опять же насильное жесткое навязывание каких-то неплохих штук вызывает к ним стойкое отвращение. Например, ненависть к танцам (хотя танцы могут быть очень кайфовыми), или ненавсить к физкультуре и физическим нагрузкам (я буквально месяц назад узнала про себя, что у меня может быть вполне себе неплохая физическая форма, и что могут быть к этому способности, и, главное, что оно мне может быть весело и в кайф, а не как потеря времени - прошло почти 15 лет, как я перестала по инерции ненавидеть спорт! Глядишь, так и математику перестану ненавидеть! И химию!)
- Система наказаний и психологического давления оценками, поступлением, всем вот этим. Я только в универе стала вспоминать, что учеба - это про постепенное узнавание нового или овладевание навыком, а не про оценки вообще. А второе: что тройки в аттестате - это не показатель. Последние 10-15 лет как-то постепенно возвращаюсь к понимаю, что я, вообще-то, сильная, способная и умняшка по всем своим желанным параметрам, быстро схватываю. Что я, на секундочку, могу быть в числе лучших. А вовсе не троечник, которого всегда ругают (а порицания от вышестоящих людей я автоматом жду всегда, и мне почти 30, Карл!). Может, это и не у всех, но мне 10 школьных лет и закрепленные в мозгах штуки ощутимо мешали в карьерном плане, как я теперь помнимаю.
Вообще, всю жизнь могу очень четко разделить на школу и то, что было после нее. Все, что было после, заиграло яркими красками и вообще пошло на улучшение. Так что за такой контраст тоже, наверное, надо сказать спасибо. Сначала университет - обалдеть, может быть интеренсо и полезно! Шок, сенсация. Потом учеба рисованию, где вообще у тебя есть цель научиться делать что-то конкретное, а учителя тебе только в этом помогают и направляют. Онлайн-курсы, где, опять же, никто особо не принуждает и даже оценок нет, а просто ты делаешь то, в чем хочешь стать лучше, а тебе в этом помогают. И ты их сам себе выбираешь, сам решаешь, что тебе надо, а что нет. Гибкость, индивидуальность. Иностранный язык, который тебе особо не нужен, но ты просто берешь и начинаешь на нем разговаривать. Да любая учеба вообще. Которая гибкая.
Ну и самый существенный минус, на мой субъективный взгляд, это привыкание к системе целиком. Привыкание к жесткому графику. Как надо делать, как не надо делать. Жесткая иерархия, да. Форма. Строгие часы. Строгое поведение. Регламентрированность, что правильно, а что неправильно. Чуть что не так - тебя одергивают. Привыкаешь, что есть только "так" либо "не так", никакого спектра. Шаг влево-вправо - расстрел. Даже в том, что носить. Даже в том, где и как сидеть. Когда говорить, а когда нет. Когда делать перерывы, когда вставать, когда сидеть, куча ритуалов. Даже сходить справить нужду надо с чьего-то разрешения (а там еще и нет кабинок). Какая-то полная дегуманизация ученика.
И еще очень важное: что жизнь разделяется на ненавистную половину, где ты отбываешь повинность, и всю остальную жизнь после уроков, когда можно наконец-то пожить. Вот это я лет десять не могла вытравить: школа днем, а вечером все "настоящее" - художка, языки, игры. Потом то же самое стало: ужасная работа, а по вечерам настоящее - танцы, или учеба, или рисование.
Лично я вижу, что и у меня, и у кучи знакомых, включая родителей, это в похожем формате перекочевывало и во взрослую жизнь. Отсидеть ненавистные строгие часы с ненавистным директором в ненавистном месте, чтобы потом вырваться по вечерам на свободу. Я начальник - ты дурак. Все тут враги. И прочее, и прочее, и прочее. Наказания за любое отступление от правил (причем в должностях, которые никак не предполагают этого - какая разница, во сколько на работу придет экономист, в 9 или в 9.15??). Я сама на первых работах привычно делала все на отвяжись, потому что настоящая жинь будет позже, а работа - просто способ выживания; по возможности еще тихая всеобщая взаимная ненависть меду разными звеньями; саботаж. Ну и привычный страх начальства, как учителя, вошедшего в класс.
До сих пор это не прошло до конца, вот этот какой-то страх инстинктивный, что ли.
До сих пор сложно поверить, что можно иначе. В вообще в другой системе координат. Хочешь приходить когда угодно - приходи. Хочешь делать перерыв - делай. Хочешь ходить в чем угодно - ну пожалуйста. Нет правильного и неправильного, нет оценок, есть просто бесконечность выбора в поведении и разные варианты не всегда очевидных последствий.
В учебе тоже было такое, что самые крутые учителя были не надсмотрщиками, они просто давали ощущение, что могут привнести в твой мир что-то крутое. Не навязывая. Просто в их мире это есть, и ты можешь решить, что тебе такое вот сверкающее и интересное тоже очень надо. Ну и взять это у них в меру своих способностей.
Преподаватель зарубежной литературы начинала занятия так, что всю ночь напролет читали Мольера, когда вставать в семь и ехать в электричке на работу, а потом снова занятия с 6 до 10, и так еще всю рабочую неделю.
Преподаватель ирландского ни разу не отругал меня за несделанную домашку, а просто говорил "раз у тебя такой график, значит, будем делать ее на занятиях, и занятия просто будут дольше". И все, никакой трагедии и вины.
С рисованием абсолютно то же самое - ты просто смотришь на какого-нибудь Ваню Смирнова, который, в общем-то, довольно мягко ведет и никогда ничего не навязывает - и тупо хочешь в жизни уметь как-то так же.
Или еще можно во время работы учиться делать штуку, которую давно хотел научиться сделать, а коллеги и начальники будут тебе помогать практическими советами, вместе осваиваете проги и новые приемчики. А потом после работы можно пойти в кино, потому что все этого хотят, а не потому что тимбилдинг. Потому что вам друг с другом не противно. Что работа может быть не как повинность, где все друг друга ненавидят, а наоборот, как вот та самая интересная часть "после работы". И да, при интересе тоже надо дофига дисциплины и труда, но разница в том, что нет насилия.
Так, конечно, далеко не везде может быть, не все же работы обязаны быть интересными, какие-то просто надо делать. И не везде приятный коллектив - неприятные люди же тоже где-то работают. Но все-таки сколько профессий не вижу, все равно там есть люди, для которых это именно интересно и прям деломечты, так что ну бывает же.
Очень сложно привыкать, опять же, что в жизни не будет вот этой болезненной двойственности "до" и "после", где весь день ты носишь маску, и только потом можешь быть собой настоящим. Это очень... гармонизирует? А ведь куча людей по инерции так и живут, как в школе, потому что насилие - это же нормально, мы все к нему привыкли. Только терпеть, только хардкор.
И всю жизнь ожидаешь, что тебя оценят по балльной системе, хотя в жизни это вообще особо не применио, как хочешь, так и делай, лишь бы было эффективно; а баллы - это искуственный конструкт, навязанный, неживой. Но все равно по привычке страшно как-то не так, потому что услышишь окрик "эй, на задних партах, давай дневник!". Ментальный подзатыльник за то, что расслабился, позволил себе быть собой, не сделал домашку, занимался чем-то своим, рисовал в конце тетрадки. А потом этого не случается, и ты понимаешь, что, в общем-то, можно все; это твоя жизнь, тебя не накажут, а скорее, вполне возможно, наоборот.
Эта статья и эти мысли еще наслоились очень сильно на переживания многих знакомых и друзей, у кого сейчас беда с работой. Кого сокращают, и там паника (хотя скорее возможность круто все поменять и найти что-то больше по душе, судя по жалобам). Откуда-то просто твиттером приносит хтонических чудовищ из средневековья какого-то. Или еще пораньше, из рабовладельческого строя. И я сейчас со своей точки не могу неосознанно не сравнивать свобственные ощущения последних трех лет с ощущениями от вот этого всего... Это несколько напоминает ощущения как сразу после болезни. Когда что-то долго болело, типа мигрени; а потом перестало, и ты думаешь - офигеть насколько без болезни проще. Живешь без ежедневно гноящейся раны, без постоянной боли или тошноты; хотя раньше был уверен, что ежедненая боль - это норм.
Жалко только, что реалиях нашей страны из-за экономики, политики и хз чего еще шансы привести всю эту сферу в здоровое русло есть далеко не везде. Очень сложно радоваться прогрессивному подходу и прочему позитиву и радостям жизни в любой сфере в каком-нибудь депрессивном Челябинске, где в принципе работы нет, никакой, либо вот тебе 15 000, либо гуляй без них совсем. От этого веет тленом и безысходностью похлеще кинговских.
Но время на месте не стоит, вот с образованием хотя бы всякие частные школы-садики стали открываться везде, ну и онлайн распространяется. Может, хоть и медленно, но будет все как-то... оздаравливаться.
Жалею, что отучилась все 11 классов, надо было уходить после 9-го или уходить в экстернат, как знакомые.
Радует, когда вижу разные альтерантивные программы у друзей знакомых, или надомное онлайн-обучение, когда школьник сам себе выбирает предметы и время... Что-то такое, когда пораньше становишься хозяином своей жизни и, главное, пораньше осознаешь, как этой сосбственной жизнью управлять.
П.С. Еще интересно, когда наличие свободы приводит к ответствености. Когда к тебе с уважением и как к равному, то и ты начинаешь действовать так же. Например, если б я в школе недополучила каникул, я бы сошла с ума, наверное. Когда начала учиться танцам и потом рисованию, то мы летом продолжали учиться тоже на энтузиазме, потому что слишком большая пауза, не хотелось ждать так много времени.
Если бы на какой-то из прошлых издательских работ мне не дали отпуск, я бы уволилась в тот же день, и это не шутки, потому что ебись они конем, ваши дела, если у меня из-за этого страдает собственная жизнь. Работа для жизни, а не жизнь для работы, вотэтовсе. Сегодня мне сказали, что отпуск в желаемый месяц брать можно только если ну позарез надо, но лучше бы нет, потому что причины. И я такая - не, ну мне не так уж и позарез, я лучше действительно тут все нормально сделаю, чтоб не через жопу, а отпуск подождет пару месяцев. И, главное, я сама внутри в это верю и не чувствую паники или печали. Сама фигею от уровня собственного спокойствия и ответственности, потому что раньше точно бы истерику в туалете закатила с заламыванием рук, а тут прямо чувствую себя психически уравновешенным человеком каким-то, непривычно вообще! Здоровая обстановка без ощущения постоянной клетки творит какие-то приятные чудеса все-таки.
И оно как-то сильно отозвалось.
Собственно, ключевая цитата в стартовой статье такая: "Главное, чем мне не нравится школа - в школе всё, от раздевалки до кабинета директора, пронизано насилием. Под насилием я понимаю в данном случае принуждение с использованием власти, силы, страха. Это насилие по отношению всех ко всем". (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1996630517063389&id=100001493805975&__xts__%5B0%5D=68.ARCoKG5DeE5FOIODSC7o7AoSTSs0X_5oGPXrK5elD6pmJu2h9c4UlDXwiMkUSVOMgGh8KQgkOPPkRqqtv0iIyOPU0VoXyJ49pP_uHpZvhcmZ2iMAOpU38QLB7xw6a-3aHAg94Zg5Kz7r8bNoL4WLUxudqNzesisvweoaVVy1eYrJZIsdIIWTJw&__tn__=-R, хотя вообще автора вижу впервые как раз по этой статье).
читать дальше - плотно сплетенное про учебу, работу, про свободу и насилие, страхи и все такое
И я думаю, что, по крайней мере в моем случае, она очень правдива. Я могу судить только как ученик, только как вот это звено этой цепи. И у меня была далеко далеко не самая плохая школа. Мы иногда дрались, плевались и обзывались, но хотя бы не было увечий или сексуального насилия (в моем опыте и опыте ближайшего окружения, а так-то кто ж знает, конечно, плюс про такое не рассказывают, конечно, так что фиг его знает).
Но все равно, мне кажется, кучу шаблонов расхлебываю до сих пор не из-за детских травм или отношений с родителями, а именно оттуда. До сих пор!
В принципе, в насилии и самодурстве школы был ровно один плюс: это воспитание духа бунтарства. Я по жизни с детства была достаточно соревновательным ребенком, всегда хотела быть во всем первой, правильной и белоплащевой (потом это задавилось, но неважно). А в условиях нашей школы зато почувствовала вкус к бунту, саботажу и какой-то хотя бы минимальной подростковой панковости. Не было бы против чего бунтовать - фиг его знает, как оно могло бы повернуться.
А может, могло бы повернуться вполне себе отлично.
Потому что минусы и установки, которые я расхлебываю до сих пор, наверное, могут перевесить.
- Насильное жесткое навязывание вещей, которые не нравятся, из-за чего есть строгое разбиение на "то, что дОлжно" и "всякая фигня" (то есть любимые дела, которые делаешь со стыдом и виной). Потому что десять лет под кожу вбивается делу (то есть чему-то отвратительному, тому, что не хочется) время, потехе (то есть чему-то любимому, во что хочется кладывать все силы и время) - час. Абсурдно, если подумать. Но по капельке под кожу въедается вина за любое любимое дело. Не задолбался (домашкой, например) - плохо постарался, лентяй!
- Опять же насильное жесткое навязывание каких-то неплохих штук вызывает к ним стойкое отвращение. Например, ненависть к танцам (хотя танцы могут быть очень кайфовыми), или ненавсить к физкультуре и физическим нагрузкам (я буквально месяц назад узнала про себя, что у меня может быть вполне себе неплохая физическая форма, и что могут быть к этому способности, и, главное, что оно мне может быть весело и в кайф, а не как потеря времени - прошло почти 15 лет, как я перестала по инерции ненавидеть спорт! Глядишь, так и математику перестану ненавидеть! И химию!)
- Система наказаний и психологического давления оценками, поступлением, всем вот этим. Я только в универе стала вспоминать, что учеба - это про постепенное узнавание нового или овладевание навыком, а не про оценки вообще. А второе: что тройки в аттестате - это не показатель. Последние 10-15 лет как-то постепенно возвращаюсь к понимаю, что я, вообще-то, сильная, способная и умняшка по всем своим желанным параметрам, быстро схватываю. Что я, на секундочку, могу быть в числе лучших. А вовсе не троечник, которого всегда ругают (а порицания от вышестоящих людей я автоматом жду всегда, и мне почти 30, Карл!). Может, это и не у всех, но мне 10 школьных лет и закрепленные в мозгах штуки ощутимо мешали в карьерном плане, как я теперь помнимаю.
Вообще, всю жизнь могу очень четко разделить на школу и то, что было после нее. Все, что было после, заиграло яркими красками и вообще пошло на улучшение. Так что за такой контраст тоже, наверное, надо сказать спасибо. Сначала университет - обалдеть, может быть интеренсо и полезно! Шок, сенсация. Потом учеба рисованию, где вообще у тебя есть цель научиться делать что-то конкретное, а учителя тебе только в этом помогают и направляют. Онлайн-курсы, где, опять же, никто особо не принуждает и даже оценок нет, а просто ты делаешь то, в чем хочешь стать лучше, а тебе в этом помогают. И ты их сам себе выбираешь, сам решаешь, что тебе надо, а что нет. Гибкость, индивидуальность. Иностранный язык, который тебе особо не нужен, но ты просто берешь и начинаешь на нем разговаривать. Да любая учеба вообще. Которая гибкая.
Ну и самый существенный минус, на мой субъективный взгляд, это привыкание к системе целиком. Привыкание к жесткому графику. Как надо делать, как не надо делать. Жесткая иерархия, да. Форма. Строгие часы. Строгое поведение. Регламентрированность, что правильно, а что неправильно. Чуть что не так - тебя одергивают. Привыкаешь, что есть только "так" либо "не так", никакого спектра. Шаг влево-вправо - расстрел. Даже в том, что носить. Даже в том, где и как сидеть. Когда говорить, а когда нет. Когда делать перерывы, когда вставать, когда сидеть, куча ритуалов. Даже сходить справить нужду надо с чьего-то разрешения (а там еще и нет кабинок). Какая-то полная дегуманизация ученика.
И еще очень важное: что жизнь разделяется на ненавистную половину, где ты отбываешь повинность, и всю остальную жизнь после уроков, когда можно наконец-то пожить. Вот это я лет десять не могла вытравить: школа днем, а вечером все "настоящее" - художка, языки, игры. Потом то же самое стало: ужасная работа, а по вечерам настоящее - танцы, или учеба, или рисование.
Лично я вижу, что и у меня, и у кучи знакомых, включая родителей, это в похожем формате перекочевывало и во взрослую жизнь. Отсидеть ненавистные строгие часы с ненавистным директором в ненавистном месте, чтобы потом вырваться по вечерам на свободу. Я начальник - ты дурак. Все тут враги. И прочее, и прочее, и прочее. Наказания за любое отступление от правил (причем в должностях, которые никак не предполагают этого - какая разница, во сколько на работу придет экономист, в 9 или в 9.15??). Я сама на первых работах привычно делала все на отвяжись, потому что настоящая жинь будет позже, а работа - просто способ выживания; по возможности еще тихая всеобщая взаимная ненависть меду разными звеньями; саботаж. Ну и привычный страх начальства, как учителя, вошедшего в класс.
До сих пор это не прошло до конца, вот этот какой-то страх инстинктивный, что ли.
До сих пор сложно поверить, что можно иначе. В вообще в другой системе координат. Хочешь приходить когда угодно - приходи. Хочешь делать перерыв - делай. Хочешь ходить в чем угодно - ну пожалуйста. Нет правильного и неправильного, нет оценок, есть просто бесконечность выбора в поведении и разные варианты не всегда очевидных последствий.
В учебе тоже было такое, что самые крутые учителя были не надсмотрщиками, они просто давали ощущение, что могут привнести в твой мир что-то крутое. Не навязывая. Просто в их мире это есть, и ты можешь решить, что тебе такое вот сверкающее и интересное тоже очень надо. Ну и взять это у них в меру своих способностей.
Преподаватель зарубежной литературы начинала занятия так, что всю ночь напролет читали Мольера, когда вставать в семь и ехать в электричке на работу, а потом снова занятия с 6 до 10, и так еще всю рабочую неделю.
Преподаватель ирландского ни разу не отругал меня за несделанную домашку, а просто говорил "раз у тебя такой график, значит, будем делать ее на занятиях, и занятия просто будут дольше". И все, никакой трагедии и вины.
С рисованием абсолютно то же самое - ты просто смотришь на какого-нибудь Ваню Смирнова, который, в общем-то, довольно мягко ведет и никогда ничего не навязывает - и тупо хочешь в жизни уметь как-то так же.
Или еще можно во время работы учиться делать штуку, которую давно хотел научиться сделать, а коллеги и начальники будут тебе помогать практическими советами, вместе осваиваете проги и новые приемчики. А потом после работы можно пойти в кино, потому что все этого хотят, а не потому что тимбилдинг. Потому что вам друг с другом не противно. Что работа может быть не как повинность, где все друг друга ненавидят, а наоборот, как вот та самая интересная часть "после работы". И да, при интересе тоже надо дофига дисциплины и труда, но разница в том, что нет насилия.
Так, конечно, далеко не везде может быть, не все же работы обязаны быть интересными, какие-то просто надо делать. И не везде приятный коллектив - неприятные люди же тоже где-то работают. Но все-таки сколько профессий не вижу, все равно там есть люди, для которых это именно интересно и прям деломечты, так что ну бывает же.
Очень сложно привыкать, опять же, что в жизни не будет вот этой болезненной двойственности "до" и "после", где весь день ты носишь маску, и только потом можешь быть собой настоящим. Это очень... гармонизирует? А ведь куча людей по инерции так и живут, как в школе, потому что насилие - это же нормально, мы все к нему привыкли. Только терпеть, только хардкор.
И всю жизнь ожидаешь, что тебя оценят по балльной системе, хотя в жизни это вообще особо не применио, как хочешь, так и делай, лишь бы было эффективно; а баллы - это искуственный конструкт, навязанный, неживой. Но все равно по привычке страшно как-то не так, потому что услышишь окрик "эй, на задних партах, давай дневник!". Ментальный подзатыльник за то, что расслабился, позволил себе быть собой, не сделал домашку, занимался чем-то своим, рисовал в конце тетрадки. А потом этого не случается, и ты понимаешь, что, в общем-то, можно все; это твоя жизнь, тебя не накажут, а скорее, вполне возможно, наоборот.
Эта статья и эти мысли еще наслоились очень сильно на переживания многих знакомых и друзей, у кого сейчас беда с работой. Кого сокращают, и там паника (хотя скорее возможность круто все поменять и найти что-то больше по душе, судя по жалобам). Откуда-то просто твиттером приносит хтонических чудовищ из средневековья какого-то. Или еще пораньше, из рабовладельческого строя. И я сейчас со своей точки не могу неосознанно не сравнивать свобственные ощущения последних трех лет с ощущениями от вот этого всего... Это несколько напоминает ощущения как сразу после болезни. Когда что-то долго болело, типа мигрени; а потом перестало, и ты думаешь - офигеть насколько без болезни проще. Живешь без ежедневно гноящейся раны, без постоянной боли или тошноты; хотя раньше был уверен, что ежедненая боль - это норм.
Жалко только, что реалиях нашей страны из-за экономики, политики и хз чего еще шансы привести всю эту сферу в здоровое русло есть далеко не везде. Очень сложно радоваться прогрессивному подходу и прочему позитиву и радостям жизни в любой сфере в каком-нибудь депрессивном Челябинске, где в принципе работы нет, никакой, либо вот тебе 15 000, либо гуляй без них совсем. От этого веет тленом и безысходностью похлеще кинговских.
Но время на месте не стоит, вот с образованием хотя бы всякие частные школы-садики стали открываться везде, ну и онлайн распространяется. Может, хоть и медленно, но будет все как-то... оздаравливаться.
Жалею, что отучилась все 11 классов, надо было уходить после 9-го или уходить в экстернат, как знакомые.
Радует, когда вижу разные альтерантивные программы у друзей знакомых, или надомное онлайн-обучение, когда школьник сам себе выбирает предметы и время... Что-то такое, когда пораньше становишься хозяином своей жизни и, главное, пораньше осознаешь, как этой сосбственной жизнью управлять.
П.С. Еще интересно, когда наличие свободы приводит к ответствености. Когда к тебе с уважением и как к равному, то и ты начинаешь действовать так же. Например, если б я в школе недополучила каникул, я бы сошла с ума, наверное. Когда начала учиться танцам и потом рисованию, то мы летом продолжали учиться тоже на энтузиазме, потому что слишком большая пауза, не хотелось ждать так много времени.
Если бы на какой-то из прошлых издательских работ мне не дали отпуск, я бы уволилась в тот же день, и это не шутки, потому что ебись они конем, ваши дела, если у меня из-за этого страдает собственная жизнь. Работа для жизни, а не жизнь для работы, вотэтовсе. Сегодня мне сказали, что отпуск в желаемый месяц брать можно только если ну позарез надо, но лучше бы нет, потому что причины. И я такая - не, ну мне не так уж и позарез, я лучше действительно тут все нормально сделаю, чтоб не через жопу, а отпуск подождет пару месяцев. И, главное, я сама внутри в это верю и не чувствую паники или печали. Сама фигею от уровня собственного спокойствия и ответственности, потому что раньше точно бы истерику в туалете закатила с заламыванием рук, а тут прямо чувствую себя психически уравновешенным человеком каким-то, непривычно вообще! Здоровая обстановка без ощущения постоянной клетки творит какие-то приятные чудеса все-таки.
Мне аукается в том, что любое превращение дела, самого чудесного, в обязаловку и появление слова "надо" шустренько все портит. И в целом дурацкая привычка находиться либо в режиме аврала (школьный период), либо в состоянии амёбы (типа каникулы). До сих пор пытаюсь свой баланс найти.
Про страх ошибок и всякие синдромы самозванца вообще молчу.
После школы тоже прямо задышала и чем дальше тем лучше.
Оффтоп: ссылочку поправь, а то не ведёт никуда.
И то, как школьная обязаловка переросла во взрослое "отсидеть ненавистные часы ради выживания и вырваться на свободу", бессмысленные временные рамки, инстинктивный страх перед начальником — это же всё ад наяву. Самое страшное, что пока не знаешь, что бывает по-другому, считаешь это нормальным. Брррр.
Я сейчас аккуратно лежу в направлении поиска новой работы, и в требованиях и условиях, которые читаю, периодически встречаю очень триггерящее меня примерно следующее: "требуется удалённый сотрудник, рабочий день с 10 до 7 по москве, мы используем систему контроля времени". И это не про должность, где нужно именно присутствие на рабочем месте в определенные часы, как у операторов колл-центров, например. Это про фронтенд! Мне, в целом, кажется слегка бредовой концепция удалённого сотрудника, работающего от звонка до звонка. Им там выполненные задачи нужны или наседки, высиживающие часы? Про то, что в стране 11 часовых поясов, я вообще молчу.
У меня вот это школьное так до сих пор и не вытравилось к 29 годам. Я все еще с трудом осознаю, что работать можно в удовольствие, а не пахать весь день, задыхаясь от ненависти, чтоб немного пожить вечером. Ну, то есть умом понимаю, потому что я люблю свой фриланс, а на уровне - подсознания нет. Если от работы получаешь удовольствие, то сразу возникает чувство вины: дескать, ага, развлекаешься, это все не по-настоящему, а детские игры.
Ну и вот ощущение, что все надо делать сразу на «пять», без ошибок, осталось. Я искренне ненавижу сейчас свои попытки быть отличником в школе и красный диплом в институте. Круто, конечно, но после этого вытравить из себя синдром отличника не удается никак. А очень хочется, чтоб этот голос в голове не мешал пробовать новое, не впадая в ступор перед сложными задачами из страха, что за ошибки тебе поставят «двойку» и заклеймят позором.
В школе прилично так калечат психику, если так подумать.